Технологии: буровые сваи и колонны (bored columns), струйная цементация (jet-grouting), инъекционная цементация, стена в грунте (траншейная стена), грунтоцементные сваи и колонны, ограждение котлована, противофильтрационная завеса, микросваи, анкеры, обделка, гидроизоляция, пластовый дренаж, водопонижение.

Возведение подземной автостоянки под строящимся МФГЦ "Альфа-Арбат-Центр" осущест- влялось в зоне особого историко-культурного контроля на углу улицы Арбат и Гоголевского бульвара.

Условия строительства осложнялись близким расположением трех сохраняемых зданий, общего коллектора, станции метро "Арбатская" мелкого заложения и тоннелей Филевской линии.

Первоначально генеральным подрядчиком (фирма "SKANSKA East Europe" Oy) был принят открытый способ строительства с временной металлической двухярусной крепью ограждения котлована из балочных поясов, трубчатых расстрелов и подкосов. (чертеж DWF, 13,9 Kb), (чертеж DWF, 13,5 Kb).

По данным предварительных изысканий геологическое строение на участке строительства представлено:

  • 4-6,5 м толщей насыпных грунтов с примесью строительного мусора и подстилающим слоем суглинка оторфованного;

  • 6 м толщей песков слабо глинистых средней крупности и крупных с содержанием гравия и гальки;

  • толщей до 3 м суглинков полутвердых и твердых с гравием и галькой;

  • 2 м толщей щебня и дресвы известняка;

  • толщей до 3,5 м глин аргиллитоподобных твердых;

  • 3 м толщей Перхуровских сильнотрещиноватых известняков средней крепости, разбитых до состояния мелких глыб и щебня;

  • 1,5 слоем доломитов Перхуровских плотных, трещиноватых;

  • 6-7 м толщей глин аргиллитоподобных твердых и полутвердых.

    Грунтовые воды прогнозировались на 1-2 м выше уровня фундаментной плиты четырех этажной подземной автостоянки.

    В качестве ограждающих и несущих стен подземной автостоянки приняты монолитные железобетонные траншейные стены толщиной 60 см, являющиеся одновременно противофильтрационными.

    Исходя из открытого способа строительства до возведения траншейных стен по проекту НИИОСП им. Герсеванова было выполнено усиление фундаментов близлежащих сохраняемых зданий.

    Траншейные стены возводились с использованием гидравлического грейферного оборудования по технологии французской фирмы "SOLETANCHE BACHY".

    Гидроизоляция стыков между панелями принята с помощью специальных синтетических гидроизолирующих лент типа "Waterstop".

    Разработка траншеи осуществлялась захватками длиной от 5,6 до 7,6 м грейфером с величиной раскрытия 2,7 м, а вблизи существующих зданий – захватками длиной 2,7 м. Качество сопряжения траншейных стен гарантировалось угловыми Г-образными захватками, качество стыков между панелями - использованием торцевых извлекаемых ограничителей панелей ("Stopsol") и опережающей разработкой траншеи до их извлечения.

    В соответствии с прогнозируемым залеганием слоя Перхуровских известняков, неподдающихся грейферной разработке, проект предусматривал выполнение траншейных стен глубиной 23,9 м на участках значительной эрозии их кровли и 21,4 м – на остальных участках. Такое заглубление обеспечивало требуемую несущую способность стен по основанию для перспективы размещения над подземной автостоянкой 13-этажного офисного здания.

    Однако, в процессе возведения траншейных стен вскрылись различия между фактической глубиной залегания упомянутого слоя и прогнозировавшейся. В результате траншейные стены были выполнены лишь на глубину 19,5-20 м. Тем не менее, этой глубины стен было достаточно как для сооружения 4-х этажной подземной автостоянки открытым способом с двухуровневой временной металлической крепью, так и для перспективного строительства. К тому же, с помощью закладных металлических труб, закрепляемых на арматурных каркасах, производилась инъекционная цементация разрушенных Перхуровских известняков и доломитов в основании траншейных стен на глубину 5 м от их подошв.

    Армирование панелей траншейных стен подбиралось в полном соответствии с расчетными стадиями, связанными как с особенностями разработки грунта в котловане и установки временной металлической крепи, так и последовательности возведения несущих железобетонных конструкций.


  • Экскавация захватки траншеи с использованием гидравлического грейферного оборудования. Стыковка арматурных каркасов на стройплощадке. Бетонирование панели траншейной стены. Сооружение главного корпуса МГФЦ “Альфа-Арбат-Центр”. Возведение буровой колонны. Подготовка к монтажу арматурного каркаса буровой колонны. Разработка грунта в стартовом котловане 1-го яруса на 2-й половине автостоянки со стороны Гоголевского бульвара. Транспортировка грунта автопогрузчиком “Hitachi W130” при экскавации котлована 1-го яруса под защитой покрытия на 2-й половине автостоянки. Выдача грунта на поверхность для погрузки в автосамосвалы грейферным экскаватором “Hitachi EX300-5” через временный монтажный проем во время экскавации 2-го яруса котлована. Транспортировка разрабатываемого грунта автопогрузчиком “Hitachi W130” к временному монтажному проему во время экскавации 2-го яруса котлована. Выдача грунта на поверхность под погрузку в автосамосвалы грейфером экскаватора   "Hitachi EX300-5". Транспортировка грунта к временному монтажному проему автопогрузчиком “Hitachi W130” во время разработки грунта на 3-м ярусе котлована под рампой -2-го этажа на  1-й половине автостоянки. Установка инвентарной опалубки на  деревянных лагах при возведении перекрытия над -3-м этажом. "Вывешенные" с помощью буровых колонн несущие конструкции рампы на 1-й половине автостоянки во время экскавации грунта на 3-м ярусе котлована под нею. Выдача грунта на поверхность под погрузку в автосамосвалы грейферными экскаваторами   "Hitachi EX300-5" и "Atlas 1704"  во время экскавации грунта на 3-м ярусе котлована. Так выглядела рампа на -3-м этаже после завершения экскавации грунта на 4-м ярусе котлована на 1-й половине автостоянки и до экскавации грунта под нею. Экскавация грунта на 4-м ярусе котлована  в зоне рампы на  2-й половине автостоянки.
    Учитывалось, что при эксплуатации подземной автостоянки траншейные стены будут подперты фундаментной плитой, тремя междуэтажными перекрытиями, а также перекрытием в уровне земли. Стены нагрузятся дополнительными нагрузками от возведенного над автостоянкой в будущем здания.

    Результаты наших геомеханических расчетов, выполненных в начале 2001 г., показали, что планируемое усиление фундаментов близлежащих зданий только со стороны строящейся подземной автостоянки явно недостаточно (требуется дополнительное усиление фундаментов внутренних стен и на большую глубину), но нет угрозы повреждения станции "Арбатская" Филевской линии метрополитена.

    Перемещения по оси X
    Перемещения по оси X
    Перемещения по оси Z
    Перемещения по оси Z

    Основываясь на геотехническом прогнозе деформаций близлежащих зданий при открытом способе строительства и с учетом стесненности условий строительства, на протяжении более полугода мы настоятельно рекомендовали генеральному подрядчику перейти на полузакрытый способ строительства, а застройщику - заменить некомпетентных в подземном строительстве проектировщиков.

    После завершения возведения укороченных траншейных стен, спроектированных под открытый способ строительства, в сентябре 2001 г. застройщиком – ЗАО “Сиракузы” были приняты решения об увеличении этажности подземной автостоянки с 4-х до 5-ти и опережающем сооружении главного корпуса комплекса по отношению к подземной автостоянке.

    В сложившейся ситуации в ноябре 2001 г. ЗАО “Сиракузы” напрямую заказало нам проект основных технических решений, позволявший сопоставить варианты открытого и полузакрытого способов строительства и принять правильное решение.

    Понадобилось еще несколько месяцев, чтобы окончательно убедиться в преимуществах полузакрытого способа строительства пятиэтажной подземной автостоянки и получить согласование Московского метрополитена, учитывая, что расстояние от цементируемых оснований буровых колонн до шелыги тоннелей составляет около 5,5 м.
    Изополя главных напряжений N3 в грунтовом массиве после завершения строительства подземной автостоянки и до строительства над нею 13-этажного офисного здания.
    В январе 2002 г. ЗАО “Сиракузы” подписало с нами контракт на проектирование всех несущих конструкций, гидроизоляции, общей и специальных технологий строительства подземной пятиэтажной автостоянки полузакрытым способом.

    Впервые в России на этом объекте с использованием “know-how” Юркевича П.Б. при возведении подземных многоэтажных автостоянок полузакрытым способом вместе с перекрытиями по схеме “сверху-вниз” (“top-down”) возведены успешно не только лифтовые шахты и лестничные клетки, но и въездные рампы с пандусами-серпантинами. Это новшество позволило использовать конструкцию рамп в качестве постоянной крепи на каждой из стадий строительства, доставлять по ним строительные материалы и малогабаритные изделия, сдавать под отделку и монтаж инженерных систем готовые верхние этажи параллельно со строительством нижних этажей (чертеж DWF, 96,1 Kb).

    В сентябре 2002 г. прекратилась аренда прилегающей к строящейся подземной автостоянке частной территории и площадь строительной площадки сократилась до пятна ее застройки (около 2800 м2). Иного выхода, как перенести строительную площадку на покрытие подземной автостоянки не осталось. Поскольку над подземной автостоянкой в кратчайшие сроки необходимо возвести двухэтажный технологический пристрой главного корпуса комплекса, реальные размеры строительной площадки сократились до 1000 м2 (чертеж DWF, 34 Kb).

    В результате сокращения стройплощадки и с учетом того, что траншейные стены были выполнены непроектной глубины и рассчитаны на сооружение четырехэтажной подземной автостоянки открытым способом, проектирование и строительство пятиэтажной подземной автостоянки полузакрытым способом наряду с уникальным стало еще и виртуозным.

    Завершение строительства…
    Бетонирование буровой колонны с центрирующим кондуктором. Цементация разрушенных известняков в основании буровой колоны. Керн уточняющей геологоразведки, отобранный в основании буровой колоны до цементации. Открытая разработка грунта в котловане первого яруса на первой половине автостоянки. Устройство подготовки для бетонирования перекрытия над -2 этажом на грунте на первой половине автостоянки. Подготовка территории для бетонирования на грунте покрытия на второй половине автостоянки. Выполнение узлов сопряжения буровых колонн с перекрытием над -2 этажом. Вид на сооружаемый главный корпус из котлована первого яруса. Углубление и расширение стартового котлована 5-го яруса. Экскавация грунта на 5-м ярусе котлована под рампой на 2-й половине автостоянки. Армирование захватки фундаментной плиты под рампой на 1-й половине автостоянки. Выполнение врезных узлов сопряжения фундаментной плиты с буровыми колоннами за пределами рампы на 2-й половине автостоянки. Гидроизоляция фундаментной плиты  в зоне рампы на 1-й половине автостоянки. Гидроизоляция фундаментной плиты  в зоне рампы на 1-й половине автостоянки. Доставка отделочных материалов по рампе на -3-й этаж малогабаритным автопогрузчиком во время экскавации грунта на 5-м ярусе котлована. Монтаж постоянных систем вентиляции и пожаротушения на -2-м этаже во время экскавации грунта на 5-м ярусе котлована. Завершение строительства пристроя к главному корпусу. Возведение конструкций корпуса третьей очереди строительства над 2-й половиной подземной автостоянки во время экскавации грунта на 5-м ярусе котлована. Завершение строительства пристроя к главному корпусу. Возведение конструкций корпуса третьей очереди строительства над 2-й половиной подземной автостоянки во время экскавации грунта на 5-м ярусе котлована. Завершение экскавации грунта на 5-м ярусе котлована в зоне монтажного проема.

    Публикации…

    Патенты…

    Каталог чертежей…

    Глоссарий…

    Autodesk, Inc.
           Для просмотра чертежей в формате DWF Вам понадобится загрузить и установить на своем компьютере Express Viewer с сайта компании AutoDesk.
    Adobe Systems Incorporated       Для чтения публикаций в формате PDF Вам понадобится загрузить и установить на Вашем компьютере Adobe Acrobat Reader версии 4.0 или выше с сайта Adobe Systems Incorporated.

    На главную страницу

    На предыдущую страницу

    В начало страницы
    Copyright © 2001-2022 "Yurkevich Engineering Bureau Ltd." / All Rights Reserved

      Рейтинг@Mail.ru